Резолюция IV Съезда социальных работников и социальных педагогов России



Untitled page

Скачать документ на компьютер 


IV Съезд социальных работников и социальных педагогов России – 7-8 октября 2014 года 

«Социальное благополучие и права человека: роль социальных служб, социально-ориентированных НПО и бизнеса» 

РЕЗОЛЮЦИЯ 

  Участники IV Съезда социальных работников и социальных педагогов Российской Федерации  констатируют   , что система социального обслуживания в нашей стране вступила в период глубоких преобразований, определяемых радикальным изменением законодательства, модернизацией организационных и технологических основ социальной работы, всесторонней перестройкой идеологии предоставления социальных услуг на основе рыночных механизмов. 

Вступающий в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ нацеливает все социальные службы на переход от категориального принципа к предоставлению услуг на основе оценки индивидуальной нуждаемости. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг является государственным документом, гарантирующим гражданам доступность социальных услуг и их высокое качество. 

Требования к качеству выступают основным инструментом развития конкуренции между поставщиками социальных услуг, независимо от форм собственности. Эти требования в двуединой форме конструируются в «дорожных картах» - как требования к эффективности деятельности организаций социального обслуживания и как требования к эффективности и качеству работы специалистов, что подчеркивается переходом сотрудников на «эффективный контракт». 

Участники съезда  отмечают   , что впервые деятельность социальных работников, специалистов по социальной работе, сотрудников других специализаций, руководителей организация социального обслуживания регламентируется профессиональными стандартами, которые не только излагают трудовые функции соответствующих работников, но также закладывают основы их профессиональной подготовки и переподготовки, требования к их компетенциям, знаниям, умениям и навыкам. 

Глубокое изучение не только буквы, но и духа этих основополагающих документов крайне важно в условиях рыночных преобразований, в которые вступает система социального обслуживания, которая длительно развивалась по внерыночному, патерналистическому варианту. Внедрение рыночных механизмов призвано максимизировать ресурсы, привлекаемые в социальное обслуживание, расширить спектр предоставляемых гражданам услуг, повысить эффективность и качество деятельности организаций социального обслуживания за счет стимулирования конкуренции между производителями. 

Во исполнение требований грядущих перемен участники съезда  считают необходимым   : 

активно продолжать процессы модернизации и оптимизации системы социального обслуживания, повышая результативность деятельности учреждений; 

разрабатывать и внедрять более эффективные технологии социального обслуживания граждан, в первую очередь – стационарозамещающие технологии; 

апробировать и содействовать внедрению в практику социального обслуживания механизма социального сопровождения, которое ориентировано на комплексное решение социальных проблем; 

развивать эффективные методики содействия повышению качества социальных услуг, включая профессиональное наставничество, внутриорганизационную экспертизу; 

расширять сферу ресурсов повышения квалификации и переподготовки кадров, включая использование современных информационных технологий удаленного доступа; 

поддерживать работу существующих региональных профессиональных объединений социальных работников; расширять их создание в субъектах Российской Федерации; 

в обязательном порядке включить профессиональные объединения в деятельность по независимой оценке  качества предоставления социальных услуг;

внедрять рейтинговую оценку деятельности руководителей учреждений социального обслуживания, на основе которой формировать списки победителей конкурса «Лучший социальный работник» Российской Федерации; 

расширять круг мероприятий по повышению престижа профессий «социальный работник», «социальный педагог» посредством проведения конкурсов профессионального мастерства, форумов социальных работников, привлечения возможности СМИ, повышения психологической устойчивости сотрудников учреждений, снижения риска «профессионального выгорания», укрепления корпоративной культуры. 

В рамках Съезда были проведены секции по различным направлениям, на которых были также подготовлены предложения по совершенствованию системы социального обслуживания. 

Секционное заседание «Новые законы для социальной сферы – новые подходы и решения» 

Резолюция 

  В формате продуктивной дискуссии были рассмотрены следующие актуальные вопросы: 

Федеральный закон № 442 «Об основах социального  обслуживания  граждан Российской Федерации»: его потенциал в контексте структурных изменений в отрасли социального обслуживания; проблемы реализации отдельных норм; вопросы конкретизации закона в субъектах Российской Федерации.

Независимая оценка качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания: контроль качества, рейтинги деятельности учреждений, механизм включения некоммерческих и общественных организаций. 

На сегодняшний день сфера социального обслуживания населения стоит перед целым рядом социально-демографических вызовов, которые требуют энергичного ответа. Социальная политика должна стать инновационной и эффективной, индивидуально-ориентированной, базироваться на расширении востребованных и качественных услуг. 

Ключом к успеху является модернизация действующего законодательства по вопросам социального обслуживания. Принятый Федеральный закон от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предполагает целый ряд шагов в этом направлении: 

обязательное определение индивидуальной нуждаемости в предоставлении социального обслуживания; 

формирование и реализацию индивидуальной программы предоставления социальных услуг для каждого конкретного получателя; 

определение единых требований к порядку оказания услуг; 

обеспечение социального сопровождения (опять же по нуждаемости). 

Важно, что Закон также позволяет перераспределить нагрузку на бюджеты субъектов за счет расширения форм участия негосударственного сектора в социальном обслуживании граждан. 

Вместе с тем, завершающийся этап подготовки необходимой нормативной правовой базы в субъектах Российской Федерации не означает, что задача модернизации законодательства о социальном обслуживании выполнена в полном объеме. Предстоит серьезная работа по практическому внедрению новых институтов, социальных методик и практик. 

Требуется высокий уровень профессионализма всех работников (от обслуживающего персонала до менеджеров высшего звена); необходима перестройка сознания. Именно от качества подготовки социальных работников будет зависеть отношение как конкретных получателей социальных услуг, так и общества в целом к новому Закону, к государственной социальной политике, к нашей профессии. 

Одновременно независимая оценка качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания, должна обеспечить цивилизованный подход к предоставлению социальных услуг поставщиками различных форм собственности, создать здоровую конкурентную среду, предоставить получателям социальных услуг право выбора поставщика, оказывающего, по их мнению, услуги оптимального качества. 

В ряде субъектов имеются проблемы, связанные с недостаточной развитостью коммерческого (негосударственного) сектора услуг, с дотационным характером бюджета. Такие проблемы существенно снижают возможности региональных органов исполнительной власти по созданию действительно привлекательных условий для включения негосударственных организаций, бизнеса в процессы оказания социальных услуг. 

Решению названных задач могут способствовать централизованные механизмы финансово-юридического характера (предоставление налоговых преференций, реализация федеральных целевых подпрограмм), а также организационные мероприятия (создание банка данных потенциальных инвесторов и/или поставщиков социальных услуг в пределах федеральных округов или в целом по Российской Федерации). 

Участниками обсуждения отмечено, что координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями сферы социального обслуживания осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (т.е. Министерством труда и социальной защиты населения), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

С учетом изложенного предлагаем  Съезду  следующие положения:

Рассмотреть вопрос создания системы непрерывного профессионального образования специалистов сферы социального обслуживания (включая руководителей учреждений, социальных работников и социальных педагогов, обслуживающего персонала; определить ведущую федеральную образовательную организацию (методическую площадку) для подготовки примерных (типовых) программ повышения квалификации, дополнительного профессионального образования; 

Ускорить разработку и принятие нормативных документов, методических рекомендаций субъектам РФ по вопросам формирования и функционирования независимой оценки качества оказания услуг организациями сферы социального обслуживания; 

Организовать на сайте Союза социальных педагогов и социальных работников России форум (дискуссионную площадку) для обсуждения всеми заинтересованными лицами, экспертным сообществом проблемных вопросов внедрения в практику нового законодательства о социальном обслуживании. 


Секционное заседание «Программа «Доступная среда»: ход реализации, проблемы и сложности, достижения и успехи»  

Резолюция 

  По результатам работы Секционного заседания участниками были сформулированы следующие предложения: 

Федеральным органам законодательной власти: 

в целях оптимизации работ по формированию в Российской Федерации доступной среды для маломобильных групп населения, повышения независимого контроля за объемами и качеством проводимых мероприятий пересмотреть нормы федерального законодательства в части наделения полномочиями по согласованию проектов на новое строительство и реконструкцию объектов существующей застройки инвалидам и лицам, представляющим их интересы, прошедшим обучение по специально разработанным программам. 

Министерству: 

в целях совершенствования указанной деятельности и снижения затрат, выделяемых из бюджетов всех уровней, в 2015 году разработать и направить в субъекты Российской Федерации базовые перечни мероприятий по адаптации для инвалидов объектов действующей инфраструктуры (по типологиям объектов и видам предоставляемых населению услуг); 

не позднее 1 декабря 2014 года направить разъяснения о применении реабилитационными и иными государственными учреждениями норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ с учетом положений действующего законодательства в отношении инвалидов, а также вводимых с 1 января 2015 года профессиональных стандартов «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» и «Специалист по социальной работе» (приказы Минтруда России от 18 ноября 2013 года № 681н и от 22 октября 2013 года № 571н соответственно); 

учесть при пролонгации Государственной программы «Доступная среда» до 2020 года разделы по нормативно-методическому обеспечению деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов и других лиц с ограничениями  жизнедеятельности и созданию в Российской Федерации единой системы учета инвалидов, мониторинга за потребностями их в реабилитационных услугах, а также контроля за их предоставлением.

Субъектам Российской Федерации: 

разработать и до 1 января 2015 года направить в Министерство предложения по структуре и мероприятиям проекта Государственной программы «Доступная среда» до 2020 года, направленные на решение актуальных проблем инвалидов и членов их семьи. 


Секционное заседание «Социальная защита семьи, материнства и детства - современные подходы»  

Резолюция 

  В ходе работы секции были заслушаны выступления о мерах государственной поддержки семьи, материнства и детства и результатах этой работы, об основных подходах к раннему выявлению семейного неблагополучия, об опыте комплексного сопровождения семьи и детей в г.Москве, Алтайском крае, Свердловской, Астраханской, Вологодской областях. Обменялись мнениями об эффективности материнского капитала и основных подходах в направлениях его расходования. Ознакомились с  проектом Плана мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года.

В последние годы в России в целях укрепления семьи как основы государства и формирования условий, при которых семья могла бы чувствовать себя защищенной и уверенной в будущем, принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. 

Важной и результативной мерой поддержки, предоставляемой как на федеральном, так и на региональном уровне, стал материнский (семейный) капитал. 

В развитие федеральных мер в большинстве субъектов Российской Федерации законодательно установлены дополнительные меры поддержки в виде ежемесячного пособия на 3-го и последующих детей, пособий в повышенном размере на ребенка из многодетной семьи, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и иные меры дополнительной поддержки многодетных семей. 

В настоящий момент работа по реализации принятых решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях продолжается. 

Участники секции отметили, что концепция демографического развития страны, национальный план мер в интересах детей, концепция семейной политики в России дополняют друг друга и принятые на их основе планы мероприятий в регионах должны привести к положительным результатам. Участники секции отмечают, что несмотря на позитивные тенденции в рассматриваемой сфере, сохраняется ряд серьезных проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми, а значит, система государственной поддержки семьи, материнства и детства нуждается в дальнейшем совершенствовании. 

     Наиболее острыми проблемами, характерными для большинства регионов, являются: 

дефицит доходов семей с детьми; 

недостаточно эффективное решение проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства; 

размывание традиционных  ценностей семьи.

Рассмотрены меры по преодолению этих проблем. 

В результате рассмотрения вышеперечисленных вопросов на секции были высказаны следующие предложения : 

Приоритетными считать предоставление социальных услуг и реализацию мер, направленных на профилактику и раннее выявление семейного неблагополучия, предотвращение нарушения прав и законных интересов детей 

  В деятельности по социальному сопровождению семей и детей основными задачами определить: 

развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции (профессиональное обучение,  гибкие формы занятости, расширение услуг по уходу за детьми чтобы дать родителям работать, в первую очередь и для детей от 1,5 до 3-х лет);

обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, в первую очередь детей-инвалидов; 

повышение ценности семейного образа жизни. 

Корректировка критериев оценки деятельности учреждений, имеющих стационарные места и перенос приоритета в оценке с их заполняемости на оценку деятельности учреждения по месту жительства семьи и детей. 


Секционное заседание «Стратегия России по работе с пожилыми гражданами: создание условий для активного долголетия и социального благополучия»  

Резолюция 

  Увеличение количества лиц пенсионного возраста обуславливает усиление внимания государства к проблемам старшего поколения. В этой связи целесообразно: 

Стимулировать участие людей старшего поколения в трудовой деятельности, творчестве, общественной работе; 

Развивать систему профессиональной подготовки и переподготовки для людей старшего поколения; 

Разработать и осуществить массированную PR-программу "Возраст счастья", главной задачей которой будет являться пропаганда отказа от стереотипов "исключенности" людей старшего поколения, "неудобности" восприятия людьми старшего поколения инноваций; 

Совместно с ветеранской общественностью разработать реально действующий регламент взаимодействия учреждений здравоохранения, занятости, соцзащиты в рамках социального сопровождения; 

Активно поощрять участие   мужской части старшего поколения в активной общественной жизни;

Пропагандировать семейные ценности и место старшего поколения в сохранении семьи; 

Развивать систему поддержки рождаемости в России как фактора улучшения социального благополучия старшего поколения; 

Рассматривать направление социально-медицинских услуг как важнейшее направление взаимодействия органов и учреждений социальной защиты и здравоохранения; 

Принимать активное участие в разработке стратегии действий в интересах людей старшего поколения; 

Подготовить программу обеспечения безопасности труда социальных работников при осуществлении ими своей деятельности и программу безопасности третьего возраста; 

Вовлекать старшее поколение в процесс воспитания детей, молодежи в рамках пропаганды семейных ценностей. 


Секционное заседание «Эффективные технологии и методики профилактики семейного неблагополучия, поддержки детей и семей с детьми»  

Резолюция 

  Участники секции выходят со следующими предложениями: 

Активно продолжать процессы межведомственного партнерства, отсутствие которого приводит к трагическим последствиям, 

Разрабатывать и внедрять наиболее успешные  профилактические технологии  (роль отца, духовности, семейных ценностей);

Внедрять в практику социальное сопровождение, которое ориентировано на комплексное решение проблем; 

Внедрять критерии оценки эффективности работы; 

Расширять сферу ресурсов социальной работы, включая использование современных информационных технологий (представлена полная версия ЭЖС, возможности ее апробирования и внедрения). 

В результате работы секции было сформировано предложение о формировании единого информационного пространства (электронной  системы  управления), что позволит:

ввести общий электронный документооборот (организации, опека и др.); 

создать единую базу получателей услуг на внутриведомственном и межведомственном уровнях; 

выявлять нуждаемость; 

автоматизировать систему работы с семьями с детьми, обеспечивая ее прозрачность. 

Секционное заседание «Национальная система профессиональных квалификаций,   повышение компетентности специалистов социальной сферы»

Резолюция 

  В результате работы секции были выдвинуты следующие предложения: 

Министерству труда и социальной защиты населения необходимо создать классификатор профессий и уже от него идти к образовательным стандартам. 

Министерству образования и науки РФ необходимо пересмотреть образовательные стандарты в сторону увеличения практики, привести в соответствие образовательные стандарты с профессиональными стандартами, уровень компетенций в соответствие с трудовыми функциями. 

Министерству образования и науки РФ необходимо рассмотреть вопрос о присвоении шифра профессии «социальная работа» для создания возможности проведения научных исследований и защиты диссертаций. 

Стажировка преподавательских кадров в системе социальной защиты населения должна стать не только необходимой, но и обязательной. 

Необходимо расширять систему учреждений дополнительного образования системы СЗН. 

Следует подумать о создании в федеральных округах РФ научно-образовательных методических центров (институтов), в которых обучали бы аналитической деятельности, проектированию, программно-целевому планированию и нормированию социальных услуг, технологиям межведомственного взаимодействия и т.д. ИПК ДСЗН г.Москвы готов взять на себя обязательства объединить профессиональное сообщество этих центров для систематического обмена опытом и организации круглых столов. 

Предусмотреть меры по предотвращению вытеснения специалистов из профессии в государственных учреждениях, в связи с созданием рынка социальных услуг и расширением круга их поставщиков. 

Соответствие кадров профессиональным стандартам и уровню квалификации должно стать одним из обязательных условий в техническом задании организациям, участвующим в торгах, при закупке услуг государственными органами. 


Секционное заседание «Профессиональные и образовательные стандарты для специальностей социальной сферы: опыт и проблемы внедрения»  

Резолюция 

  Участники 8 секции IV Съезда социальных работников и социальных педагогов Российской Федерации, изучив проблему «Профессиональные и образовательные стандарты для специальностей социальной сферы: опыт и проблемы внедрения»,  констатируют   , что принятие стандартов профессиональной деятельности специалистов социальной сферы имеет огромное значение, как для развития самой социальной сферы, так и для развития профессионального социального образования. Профессиональный стандарт позволит работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда. 

Профессиональный стандарт для сферы образования выступит в качестве основы для корректировки федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала, а органам управления образованием профессиональный стандарт создаст возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования. 

Разработанные профессиональные стандарты позволили сформировать алгоритм профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, определив тем самым общественный запрос и критерии качества социальных услуг. 

Однако результаты разработки и внедрения стандартов поставили множество проблем теоретического и прикладного плана. 

Необходимость корректировки уже утвержденных стандартов в соответствии с вступающим в силу законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» и др. подзаконных актов. 

Необходимость согласования уже утвержденных стандартов в сфере социального обслуживания между собой по уровням квалификации и профессиональным компетенциям. 

Требование учета при разработке профессиональных стандартов практического опыта и взаимодействия сферы образования, работодателей и профессиональных союзов. 

Актуальность разработки новых профессиональных стандартов в связи с возникающими новыми областями профессиональной деятельности, при их обязательном согласовании с уже существующими стандартами. 

Участники секции особо отмечают задачи, которые поставлены в связи с разработкой профессиональных стандартов перед системой профессионального образования: адаптировать качество и направленность профессиональной подготовки выпускников к новым условиям, прежде всего, к содержанию и требованиям профессиональных стандартов. 

Предстоит сложная и ответственная работа по подготовке образовательных стандартов четвертого поколения, в которых гармонично должны сочетаться традиционно высокие требования к теоретическому уровню подготовки выпускников с требованиями формирования практических компетенций будущих специалистов социальной сферы. Образовательные стандарты должны учитывать потребность в кадрах с инновационными компетенциями, в частности в сфере социально-предпринимательской деятельности, государственно-частного партнерства, взаимодействия с НПО и бизнесом, общественными организациями и институтами гражданского общества и др. 

В организации профессионального образования новую, исключительно важную роль начинает играть система дополнительного профессионального образования (в том числе дистанционного), которая позволит уже работающим специалистам овладеть инновационными компетенциями в условиях развития конкуренции между поставщиками социальных услуг. 

Для обеспечения решения стоящих перед обществом задач участники секции после проведения дискуссий по проблемам развития системы профессиональных и образовательных стандартов  считают необходимым   : 

Федеральному собранию Российской Федерации провести в Государственной Думе/Совете Федерации обсуждение по вопросам внедрения профессиональных стандартов в социальной сфере и создания на их основе образовательных стандартов с целью инновационного развития социальной сферы с привлечением РГСУ и УМО вузов России по образованию в области социальной работы; 

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации: 

обеспечить дальнейшее развитие системы квалификаций в социальной сфере в зависимости от общественных потребностей и расширение спектра разрабатываемых профессиональных стандартов (в частности по направлению деятельности «социальная педагогика»); 

регламентировать порядок внедрения, применения и дельнейшего совершенствования принятых профессиональных стандартов с привлечением представителей профессионального и научно-педагогического сообщества; 

Министерству образования и науки Российской Федерации: 

ускорить разработку стандартов высшего образования четвертого поколения, основанных на профессиональных стандартах; 

разработать полное нормативно-правовое и методическое обеспечение для реализации сетевого обучения в ВУЗах. 

Учебно-методическому объединению вузов России по образованию в области социальной работы: 

обеспечить координацию деятельности вузов по формированию единого образовательного пространства и унифицированных требований в области социального образования, по внедрению нового содержания, новых форм и методов обучения; 

обеспечить координацию развития системы дополнительного профессионального образования, направленного на формирование актуальных профессиональных компетенций кадров социальной сферы; 

обеспечить организацию на постоянной основе взаимодействия органов государственной власти, работодателей и образовательных организаций по вопросам подготовки кадров и использованию перспективных разработок и результатов научных исследований в области социального предпринимательства и государственно-частного партнерства в социальной сфере. 

Кроме того, участники секции единогласно приняли решение о создании на базе УМО вузов России по образованию в области социальной работы Ассоциации социального образования с целью объединения усилий вузов, с привлечением организаций работодателей, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и общественных организаций, в реализации задач повышения качества социального образования в России; формирования и проведения скоординированной образовательной политики с учетом новых задач; разработки и реализации интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров для социальной сферы. 

   

Секционное заседание «Социальная педагогика в  векторе развития человека и общества»

Резолюция 

  Обсудив круг проблем, связанных с профессиональной социально-педагогической подготовкой специалистов социальной сферы, с профессиональной деятельностью практических социальных педагогов, участники секционного заседания сделали ряд выводов: 

За 25 лет в России сформировалось устойчивое социально-педагогическое  профессионально-общественное    сообщество. Это стало возможным благодаря реализуемой   на федеральном уровне социальной политике семьи и детства,   созданной нормативно-правовой  базе  и  инфраструктуре учреждений государственной поддержки детства, поступательному  развитию  в большинстве территорий страны института социальных педагогов. Такая политика государства создала возможности для оптимизации деятельности института социальных педагогов  и  развития системы профессиональной социально-педагогической  подготовки кадров.

Профессиональное социально-педагогическое образование в России развивается в контексте интеграции науки, образования и лучших социально-педагогических практик; построения вариативных регионально-ориентированных моделей подготовки социальных педагогов. 

Повышение квалификационного уровня профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов строится на основе создания современной учебно-методической базы, использования результатов научных исследований, инновационного практического опыта, усиления требований к междисциплинарной подготовке социальных педагогов. 

В территориях, где высок престиж профессии «социальный  педагог», приняты региональные и муниципальные нормативно-правовые акты по её обеспечению, должность «социальный педагог» значится среди основного педагогического персонала, закреплены необходимые социальные гарантии, являющиеся стимулом для  качественной профессиональной  деятельности социального педагога и необходимым условием для профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов.

В  ситуации динамичного развития  образовательной сферы, её активного движения  к рыночным отношениям и формирующемуся рынку образовательных и социально-педагогических услуг, резко возрос  спрос различных отраслей социально-экономического комплекса  страны (образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительной системы, культуры, физкультурно-оздоровительной сферы и др.) на интеллектуальный   продукт и на  социально-педагогические услуги,  производимые  социально-педагогическим  сообществом. Соответственно, возрастает потребность практики  в социальной  педагогике как  научно-методологическом и учебно- методическом ядре  этого процесса.

Участники секции призывают: 

научные сообщества    продолжать  научные исследования в области теоретико-методологических проблем социальной педагогики, социально-педагогического образования, социально-педагогической практики; обеспечить доступность результатов этих исследований заинтересованным специалистам; улучшать координацию научно-исследовательской и учебно-методической деятельности вузов в области социальной педагогики; обобщать опыт работы кафедр и вузов по реализации социально-педагогического профессионального образования; создать банк данных лучшего опыта, программ и рекомендовать  их к распространению.

образовательные  профессиональные сообщества, общественные организация  совершенствовать работу по формированию личностных и  профессионально-значимых качеств будущих социальных педагогов, их профессиональных компетентностей, усилить требования к качеству подготовки выпускников; изменить систему организации практической подготовки студентов на основе их непрерывного участия в социально-педагогической деятельности.

СМИ    усилить свою роль в создании привлекательного образа представителей различных специальностей профессии «социальный педагог», расширить круг публикаций об их социально-полезной деятельности, о позитивных примерах социально-педагогической поддержки детей, семей, молодежи, помощи социально-уязвимым группам населения; о трудовых династиях специалистов социальной сферы. 

руководителей субъектов Российской Федерации, глав муниципальных районов    создавать условия для развития института социальных педагогов на местах, для профессиональной социально-педагогической подготовки кадров. 

На основании работы секции участники заседания предлагают: 

Разработать  профессиональные нормы труда социального педагога (сегодня отсутствуют нормативы, по которым рассчитывается количество ставок социальных педагогов в учреждении).

Остановить процесс сокращения  должностей социальных педагогов в образовательных учреждениях.

Законодательно закрепить  социально-педагогические услуги детям (по ранней профилактике неблагополучия детей; по  профилактике отторжения  определённой части детей от образовательной деятельности, по развитию социально-педагогической деятельности в социальных учреждениях,  по социально-педагогической поддержке молодёжи). Без решения  данной проблемы должности социальных педагогов в школах постоянно являются уязвимыми и подлежат сокращению при любом намеке на «оптимизацию».

Восстановить работу кафедр социальной педагогики в тех вузах, где их закрыли без оснований. 

Восстановить  в ФГОС высшего профессионального образования  третьего поколения специальность «социальная педагогика», которая   без оснований  была исключена. Осуществлять  профессиональную социально-педагогическую подготовку социальных педагогов различных специализаций в соответствии с потребностями региона.

В федеральных государственных образовательных стандартах, определяющих профессиональную подготовку педагогических кадров, широко  представить  социально-педагогическую деятельность как вид профессиональной деятельности.

В целях содействия  целенаправленному развитию института социальных педагогов повысить уровень социально-педагогической компетентности руководителей субъектов РФ, глав муниципальных образований, городских и сельских поселений, от позиции которых в немалой степени зависит развитие  этого института в регионе.

Кроме того, участники секции заявляют: 

о    необходимости признания социально- педагогического сообщества, обладающего  инновационным потенциалом научно-исследовательской деятельности в области социальной педагогики, опытом профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, лучшими социально-педагогическими практиками  работы с различными  категориями детей и  семей; 

о необходимости институционализации профессиональной социально-педагогической подготовки как специального направления в рамках ФГОС третьего поколения, а также различных специализаций   профессии «социальный  педагог»;

о необходимости ходатайствовать в установленном порядке о введении научной специальности «Социальная педагогика»; 

о потребности науки и практики в повышении роли Института социальной педагогики РАО как профильного научного учреждения страны в координации многофункциональной деятельности социально- педагогического сообщества. 


Секционное заседание «Механизмы стимулирования конкуренции и расширения рынка социальных услуг, усиление роли НКО и бизнеса в сфере социального обслуживания населения»  

Резолюция 



  На основании работы секционного заседания, участники предлагают: 

Просить Правительство Российской Федерации ускорить согласование и утверждение Плана мероприятий («Дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. 

Просить Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации организовать мониторинг следующих показателей по субъектам Российской Федерации: 

Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации (ежегодно в % от общих расходов бюджета, направленных на предоставление услуг социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации), направленных на финансирование негосударственных организаций-поставщиков услуг в сфере социального обслуживания населения. Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации (по годам в % от общих расходов бюджета, направленных на предоставление социальных услуг населению в субъекте Российской Федерации), распределённых на конкурсной основе. 

Количество организаций-поставщиков услуг в сфере социального обслуживания населения (ежегодно абсолютное количество                  в разрезе: а)государственные и муниципальные организации;             б)коммерческие организации; в)некоммерческие организации). 

Доля граждан (ежегодно в % от общего количества получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации в системе социального обслуживания населения), получивших социальные услуги в негосударственных организациях.  

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: 

Разработать и принять в субъектах Российской Федерации комплекс мер по повышению качества социального обслуживания населения с использованием механизмов стимулирования конкуренции и поддержки социально-ориентированных негосударственных  организаций данной сферы, включая совершенствование налогового регулирования, развитие механизмов поддержки организаций социального обслуживания населения, совершенствование законодательного регулирования и правоприменительной практики, развитие инфраструктуры поддержки деятельности организаций, предоставляющих социальные услуги населению, повышение кадрового потенциала негосударственных организаций, обеспечение информационной поддержки, проведение мероприятий по развитию государственно-частного партнёрства, формирование условий для обеспечения доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в сфере социального обслуживания населения. 

Обеспечить сбалансированное развитие системы социального обслуживания населения путём оптимизации инфраструктуры поставщиков социальных услуг, предусматривающей повышение доступа к бюджетным ресурсам высокоэффективных организаций-поставщиков социальных услуг, независимо от их формы собственности. 

Секционное заседание «Борьба с насилием и жестокостью по отношению к женщинам: 

международный аспект» 

Резолюция 

  Наша секция, принимая во внимание широкое распространение феномена насилия в отношении женщин, который присутствует во всех странах, всех культурах, всех слоях общества, заставляет жертв страдать, негативно сказывается на семье и, в особенности, на детях, обсудив проблему и обменявшись опытом лучших практиков, как из РФ, так и из международных организаций, предложила следующие рекомендации: 

Ускорить принятие соответствующих нормативных актов (закон о борьбе с насилием в отношении женщин), обратить внимание на то, что насилие между партнерами не является обычным насилием и к нему нельзя проявлять терпимость. Необходимо также мобилизовать все структуры: государственные и негосударственные: федеральные министерства (в частности, Минтруд, МВД, Министерства юстиции, образования, здравоохранения), местные органы власти, общественные организации; 

Развивать инструменты статистического сбора и обработки данных наблюдения за ситуацией, которые позволят осознать масштаб, природу, последствия явления, а также зададут направление действиям всех сторон, участвующих в борьбе с насилием в отношении женщин; 

Развивать в обществе правильное понимание данной проблемы, привлекая к этому СМИ и педагогическое сообщество. Это позволит разорвать порочный круг насилия, который воспроизводится из поколения в поколение; 

Повышать правовую культуру и информированность женщин об их правах; 

Создать (по примеру уже существующих в различных регионах) сеть центров размещения и сопровождения женщин и детей, ставших жертвами насилия; 

Внедрить соответствующие образовательные курсы  в программы подготовки и переподготовки специалистов: социальных работников, полицейских, педагогов, врачей, судей.





Резолюция и предложения секций одобрены делегатами из всех регионов Российской Федерации. Количество делегатов, поддержавших эти предложения – 1100 человек. 



Оргкомитет Съезда социальных работников и социальных педагогов РФ.