Детские сады России: отличников нет, остались только троечники
Эксперты РИА Новости и Института психолого-педагогических проблем детства РАО в рамках проекта «Социальный навигатор» обследовали около двух тысяч муниципальных детских садов из восьми регионов России, включая Москву. Их интересовало, насколько детские дошкольные учреждения соответствуют современным требованиям и нуждам родителей.
Они оценивали детсады по множеству критериев, связанных со здоровьем и безопасностью детей (включая заболеваемость в саду), оборудованием и организацией пространства, квалификацией педагогов и дополнительными услугами.
Картина, которую обнаружили эксперты, оказалась не слишком радостной. По их мнению, ни один детский сад из двух тысяч обследованных не заслуживает оценки «отлично» (качество 75-100%), и только 3%соответствуют оценке «хорошо»(качество более 50%).
Три детских сада, занявших первые места в сводном рейтинге, набрали не так уж много — 60, 59 и 55% от максимального соответствия критериям качества. Подавляющее большинство остальныхсадиковрасположились в диапазоне значений от 55% до 28%, то есть, по мнению исследователей, они заслуживают лишь «тройки».
Родители не ропщут
Как ни странно, родители не так уж часто выражают свое недовольство условиями содержания и воспитания своих детей в саду. Во-первых, других детских садов они никогда и не видели и сравнивать им не с чем. Когда мамы, папы, бабушки и дедушки сегодняшних малышей сами были детьми, они ходили в точно такие же садики. «И ничего страшного, выросли и стали нормальными людьми», — говорят они.
Во-вторых, в системе дошкольного образования сегодня полностью отсутствует конкуренция.
«Если у родителей в российских городах всегда была возможность выбора школы, то в случае детского сада такой возможности для большинства не было никогда; проблема состояла в том, чтобы найти место хотя бы в каком-то детском саду», — рассказала РИА Новости директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.
При таком подходе родители радовались любому варианту, который позволял им пристроить ребенка и ходить на работу. Впрочем, советская система дошкольного образования имела немало достоинств, к тому же в России, в отличие от других бывших союзных республик,удалось ее сохранить без особых утрат и разрушений.
«Безусловно, были потери, связанные с приватизацией и передачей собственности, но в целом, по показателем охвата дошкольным образованием в этом году Россия приближается к показателям 1990-х гг. Это означает, что российская государственная система дошкольного образования выстояла и выжила», — рассказал РИА Новости специалист в области образования, руководитель образовательных проектов Всемирного Банка в России Тигран Шмис.
Но время не стоит на месте, и современное общество предъявляет новые, все более высокие требования к детским садам.
Замкнутые и организованные
Российская система дошкольного образования не в полной мере воспользовалась достижениями отечественной психологической науки, которые сегодня легли в основу ряда западных педагогических методик, отметил Шмис.
«Например, теория Выготского о зонах ближайшего развития, ставшая популярной на Западе, находит воплощение в программах дошкольного образования в других странах, — рассказал он. – Такие программы развивают детскую самостоятельность, дети сами решают, что они будут делать, сами планируют свой день, выбирают занятия и так далее».
В то же время в российских детских садах сегодня преобладает традиционный советскийподход к обучению и воспитанию. Он вызывает много критики, поскольку, по мнению эксперта, не развивает в детях рефлексию, не стимулирует их к самостоятельным действиям, к социализации. Напротив, он предполагает, что дети будут запоминать, подчиняться командам, слушать взрослых.
«Ребенок – это человек, который должен подчиняться правилам: вовремя ложиться спать, вовремя вставать, вовремя есть и особо не жаловаться на жизнь», — пояснил эксперт.
Такой подход нашел отражение не только в педагогической работе воспитателей, но и во всей атмосфере детских садов, включая их планировку и оборудование.
Современный российский детский сад остается закрытой территорией с достаточно консервативными подходами, считают составители рейтинга. Речь идет не только об отсутствии внешней прозрачности – в заборе и видеокамерах есть свой смысл. Но и об отсутствии прозрачности информационной – редкий детский сад может сегодня рассказать о себе миру через свой интернет-сайт.
Стены, коридоры и группы
Формально детсады не так уж плохо оборудованы: в подавляющем большинствеесть музыкальный зал (85,8%) и спортивная площадка (85,2%). Больше половины имеют также спортивный зал (59,3%). Хотя бассейном (13,6%) и зимним садом (12,8%) могут похвастаться лишь небольшое количество садиков.
С точки зрения инфраструктуры и устройства современные российские детсады очень мало отличаются от советских и до сих пор строятся, с небольшими изменениями,по старым проектам.
«Наши детсады представляют собой систему комнат и коридоров, закрытую, непрозрачную среду, которая в значительной степени ограничивает ребенка.Сравните их с современными европейскими детскими садами – к примеру, итальянскими, датскими, или финскими.В нашем детском саду при входе вы упретесь в стенку или в узкий коридор, а в зарубежном — войдете в открытое большое пространство», — пояснил Тигран Шмис.
Действительно, многие зарубежные детские сады не ограничивают ребенка в перемещении по своему внутреннему пространству. Там есть места, где проходят групповые занятия, куда ребенок может в определенное время пойти поспать. Но в остальное время ребенок не привязан к своей групповой комнате.
«Открытая среда больше стимулирует детей к свободному мышлению, к социализации, к активным действиям. Но такая среда предъявляет и новые требования к воспитателям, учителям. Безусловно, требуется переподготовка сотрудников дошкольного образования для работы в таких условиях», — отметил руководитель образовательных проектов Всемирного Банка в России.
Учат недостаточно
Составители рейтинга также не остались в восторге от работы педагогов, оценив ее на «удовлетворительно». Справедливости ради надо отметить, что в этом повинно само государство: зарплаты воспитателей — самые низкие во всей системе образования, и эта профессия многие годы оставалась непривлекательной для выпускников школ.
Проблема нехватки кадров привела к тому, что сегодня многие воспитатели работают без нянь, и детские сады выполняют лишь частьсвоих образовательных функций.
«Но даже в тех садах, где образовательная работа хорошо налажена, родители записывают детей в группы подготовки к школе и прогимназии. И хотя это часто делается под давлением школы, куда они хотят отдать детей, в целом это показывает их неудовлетворительную оценку образовательной работы в детском саду», — рассказала Татьяна Волосовец.
Без помощи государства детским садам не удастся решить свои проблемы, считают эксперты. Возможно, будущий закон об образовании и программа правительства по развитию системы образования до 2020 года помогут преодолеть кризис в этой отрасли. Ближайшие несколько лет это покажут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
|